Для взрослых

Люди, не изучавшие всерьез иностранных языков (то есть учившие, конечно, когда-то английский или немецкий в средней школе или институте, но не доучившие, а впоследствии успешно позабывшие недоученное), испытывают порой мистическое уважение к тем, кому удается произносить непонятные слова на иностранных языках. Таких людей несложно убедить в том, что некто знает десять языков или, скажем, тридцать. Весь вопрос в том, какой смысл вкладывать в термин «знает».

Порой приходится сталкиваться с тем, что понятие о том, что такое «владеть» языком, и какие бывают уровни владения, к примеру, английским, у большинства потенциальных студентов языковых курсов весьма туманное. Многие мои ученики сильно занижают свои знания и способности. В данной ситуации мне очень важно убедить, а ученику понять, что у них все замечательно. Иногда потенциальные и уже занимающиеся ученики заявляют, что не знают (не помнят) абсолютно ничего и с ними нужно заниматься как с абсолютно начинающими.  После тестирования и в процессе обучения выясняется, что в памяти осталось все-таки достаточно, и можно заниматься на более высоком уровне.

Трудно ли выучить язык? Все зависит от того, на каком уровне Вы хотите «знать» иностранный язык. Если речь идет об элементарном уровне, то любой человек без труда сможет освоить минимум грамматики и лексики, а также выучить основные разговорные фразы на иностранном языке. Вот только пользы от этого маловато. Если же язык нужен для практических целей – для использования на работе или просто для свободного общения, придется потратить необходимое время и приложить усилия для достижения нужного уровня.

Какие бывают уровни владения английским?

Итак, какие же бывают уровни? Какой уровень владения языком нужен лично Вам (в зависимости от ваших целей)? и сколько времени придется потратить, чтобы этого уровня достичь? Важно, как мне, так и Вам, понять на каком уровне владения английским языком Вы находитесь, чтобы правильно подобрать программу, подходящую именно для Вас.  Есть несколько классификаций уровней владения языком.

В любом случае, для всех программа обучения делится на 3 основных аспекта:

1.                Фонетика.

2.                Лексика.

3.                Грамматика.

Beginner – «нулевой уровень»

Его можно назвать Full Beginner – полный ноль! Многие сразу начинают говорить: «Да, да, это как раз про меня! Что-то учил в школе, но совершенно ничего не помню!» Нет! Если Вы что-то учили в школе, то это уже не имеет к Вам никакого отношения. Нулевой уровень у тех, кто никогда не учил английский язык и не знает даже алфавита. Ну, если, к примеру, учил в школе немецкий язык или французский, а с английским языком никогда и не сталкивался.

Elementary. Элементарный уровень

Опыта применения английского языка нет никакого. Отдельные простые слова и выражения понятны, о чем-то можно с большим трудом догадаться. О грамматике самое смутное представление. В общем, это типичный уровень для выпускника советской школы, который два раза в неделю делал вид, что учит какие-то «темы» об орденах комсомола, а на самом деле списывал математику под партой. В случае острой необходимости какие-то слова все же всплывают в голове – «паспорт, такси, хау мач», но связного разговора не получается.

Чтобы достичь этого уровня с полного нуля, необходимо приложить максимум сил и времени, ведь это самое начало, которое сначала пугает. Однако, нужно помнить, что людей, неспособных выучить иностранный язык не существует! Если Вы говорите по-русски, то можете говорить и на любом другом языке, нужно, лишь, приложить определенные усилия и потратить определенное время.

Upper-Elementary. Высший элементарный уровень

Есть знание простых грамматических конструкций английского языка. Возможно поддержание разговора на знакомую тему – но вот, к сожалению, количество знакомых тем весьма ограничено. Есть понимание простых предложений и речевых конструкций – особенно если говорят медленно и поясняют сказанное жестами. Можно назвать этот уровень «прожиточным минимумом» относительно независимого от гидов и переводчиков туриста.

Pre-Intermediate. Низший средний уровень

Можно поддержать разговор на знакомую тему. Знание грамматики английского довольно хорошее, хотя словарный запас ограничен. Можно произносить довольно связные предложения практически без ошибок, если эту тему Вы проходили на занятиях. Это иногда приводит к парадоксальной ситуации, если Вам приходится общаться с иностранцами – им кажется, что Вы вполне сносно говорите по-английски, и они радостно начинают что-то Вам излагать в нормальном темпе, возбужденно размахивая руками. А вот Вы, выложив все, что знали, осознаете, что больше абсолютно ничего не понимаете, и чувствуете себя не в своей тарелке.

Intermediate. Средний уровень

Это так только называется – «средний» уровень английского. А на самом деле это уже вполне приличный уровень — можно довольно свободно общаться на повседневную тематику. Чтение и письмо на хорошем уровне, неплохое владение грамматикой, приличное понимание разговорной речи, хотя ошибки встречаются довольно часто, и словарь еще ограничен. Это примерно уровень выпускников наших спецшкол с преподаванием ряда предметов на английском языке.

Upper-Intermediate. Верхний средний уровень

Владение английским языком на данном уровне имеет уже функциональный характер – то есть можно поступать в какие-то западные университеты, свободно общаться на большинство тем, устраиваться на работу, где требуется свободное знание английского языка, но не требующую чрезмерного общения с клиентами и перевода сложной технической документации. А уж для родителей, не владеющих английским языком, никаких сомнений больше нет – ребенок владеет языком «свободно» и «в совершенстве». При поездках за границу вместе с родителями он успешно ведет переговоры с официантами, и те обычно приносят именно то, что и заказывали.

Advanced. Продвинутый уровень

Можно сказать, что продвинутый уровень – это самый высокий уровень владения языком, дальше уже – это владение языком в совершенстве, но, по моему мнению, в совершенстве мы не говорим даже на своем родном языке, все зависит от того, что мы вкладываем в данное понятие. Порой бывает очень трудно определить, на каком Вы уровне — upper-intermideate или advanced.  На самом деле, Вы даже сами это сможете понять, адекватно оценить свои способности. Владея данным уровнем можно поступать практически в любые университеты за рубежом, устраиваться на любую работу.

Программа обучения для взрослых

В понятие «взрослые» я включаю любого моего ученика, вне зависимости от уровня, который закончил школу. Конечно, в эту категорию входят и родители моих маленьких или уже выросших дошколят и школьников.

Для начала нам необходимо определиться с Вашим уровнем владения языком. Для этого нам обязательно нужно встретиться и обсудить все вопросы: Что Вы знаете? Что хотели бы узнать? Для какой цели Вам нужно знание английского? Какого уровня Вы хотите добиться? и Сколько времени Вы можете уделять изучению языка (как со мной, так и самостоятельно)?

Beginner

Если Вы абсолютно не знакомы с английским языком, т.е. никогда его не изучали, то, с Вами мне придется заниматься также как и со школьниками, за исключением вида излагаемой информации. Конечно, графическое отображение материала использоваться будет, но язык изложения и само изложение информации будет осуществляться на более взрослом уровне.

Обращаю Ваше внимание, что это лишь часть программы. Невозможно сразу описать все аспекты и, к тому же, предлагаемый материал может варьироваться, в зависимости от Вашей успеваемости и готовности усваивать новую информацию.

Основные моменты программы.

1.                Изучение алфавита и звуков транскрипции.

Это основа, которой мы посвятим достаточное количество времени. Хорошо выучив данный материал, изучение английского языка Вам не покажется трудным.

2.                Чтение по транскрипции и основные правила чтения.

Очень часто в школах и институтах данному вопросу уделяют мало внимания. Но если задуматься, то, как можно изучать грамматику и лексику, не научившись самостоятельно читать? Поэтому необходимо ответственно отнестись именно к данному этапу.

3.                Изучение основных грамматических времен.

Сначала необходимо добиться графического узнавания данных времен в текстах, чтобы, при работе с текстом и его переводе правильно искать слова в словаре, а не искать слово, например, с окончанием, а потом удивляться, что в словаре его нет.

4.                Определение структуры слова, т.е. словообразование.

Изучив, как образуются слова, т.е. научившись определять приставки и суффиксы, Вы сможете без труда определять хотя бы оттенок смысла слова и часть речи, в которой оно использовано. Соответственно, это, в дальнейшем,  поможет Вам без труда разобраться с порядком слов в английском предложении.

5.                Изучение лексики через призму грамматики.

Я предлагаю материал, основанный на освоении лексики и грамматики,  который помогает привыкнуть к структуре английского языка, к его звучанию именно из Ваших уст. Здесь придется много работать, т.к. каждое слово будет казаться незнакомым. Однако, со временем, Вы поймете, что, выучив однажды слово, запомнив его графический образ, Вы без труда его прочтете и поймете в следующий раз.

Общие положения

Я уделяю большое внимание произношению и сразу исправляю ошибки, чтобы в дальнейшем они больше не повторялись.

Параллельно с отработкой грамматики и лексики по отдельным материалам мы работаем с текстом, используя понятый и выученный материал уже на практике. Вы удивитесь, как легко Вы сможете читать тексты. Главное следуйте всем моим рекомендациям, и Вы быстро почувствуете результат обучения.

Самое главное – это не бояться и не отчаиваться, если что-то не получается.

Elementary

Хоть данный уровень и предполагает знание основных  фонетических особенностей и элементарной грамматики, я не очень сильно отличаю элементарный уровень «elementary» от нулевого уровня «Beginner». В любом случае мы начинает с повторения и алфавита и звуков транскрипции. Единственное, что мы уделим этому вопросу меньше времени, чем на нулевом уровне.

Здесь мы также не уйдем от «трех китов» нашей программы – фонетики, лексики и  грамматики.

Основной принцип моей работы заключается в том, что, не освоив тот или иной материал в достаточной для Вас мере, мы не продвигаемся дальше, точнее мы можем отвлечься на другую тему, но потом все равно вернемся к непонятой.

Upper—Elementary

На данном уровне владения английским языком, Вам будет проще воспринимать предоставляемый мной материал.

Восстановив в памяти некоторые фонетические аспекты, мы быстро сможем перейти к более глубокому освоению грамматики и лексики.

Материал, конечно, я буду объяснять на русском языке, но задания будут описаны на английском, что поможет Вам еще быстрее осваивать язык. Не волнуйтесь, я всегда готова помочь в понимании.

Опять же, нам важно понять и выучить словообразование, основные грамматические времена, научиться их использовать и начать осваивать разговорную речь, чтобы не бояться общаться на английском языке, или, по крайней мере, для начала, понимать произносимую речь.

Pre-Intermediate, Intermediate и Upper-Intermediate.

Часто бывает сложно определить разницу между этими уровнями у конкретного человека. Иногда сам ученик вводит и себя и меня в заблуждение, говоря, что он/она даже до уровня pre-intermidiate не дотягивают.  Потом приятно осознать, что заниженная самооценка только мешает. Однако, бывает и наоборот. Человек считает свой уровень выше, чем он есть на самом деле.

На данном уровне мы практически сразу переходим к повтору грамматики английского языка. Грамматика дается на английском языке, но, конечно, мы ее разбираем и на русском, чтобы не было недопонимания. Однако, мне необходимо убедиться в стопроцентном знании звуков фонетической транскрипции, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу, и чтобы неправильно чтение слов не заставляло нас делать паузы.

Параллельно мы занимаемся изучением лексики, которая дается как отдельные уроки, разделенные по тематикам. Напоминаю, что весь печатный материал предлагается на английском языке, который мы, во время ознакомления, комментируем на русском.

Очень важный аспект, при этом, — это работа с текстом.

Мы выбираем интересный для Вас текст и работаем с ним абсолютно по-разному, как мы хотим именно сейчас. Т.е. нельзя сказать, что мы следуем четкой программе.

С текстами мы работаем следующим образом:

1.                текст для подготовки дома:

— Вы читаете текст;

— выписываете все незнакомые слова;

— вычитываете и стараетесь выучить все незнакомые слова;

На занятие приходите уже с готовым текстом, т.е. с полным его пониманием и правильным чтением.

— на уроке мы читаем текст (желательно, т.к. часто присутствуют фонетические ошибки);

— переводим текст;

— можем его пересказать, можем отвечать на вопросы, которые я задаю по тексту или вопросы, касающиеся вашего мнения по тексту, можем просто высказать свое мнение по представленному материалу. Опять же, все зависит от нас с Вами. Можно сказать, что Вы сами участвуете в создании собственной программы обучения.

2.                Текст, который я даю Вам на уроке.

В данном случае, я выбираю для Вас текст, и даю некоторое время для его прочтения, без подсказок. После подготовки мы обсуждаем текст.

Здесь мне необходимо понять уровень Вашего восприятия нового текста, умение быстро воспринимать материал и без страха общаться без подготовки.

Часто мы общаемся исключительно на английском. Слова, перевод которых Вы спрашиваете у меня на уроке, я объясняю только на английском. Мы можем просто поговорить на английском, обсудив как прошел день рождения или обсудить какие-то новости. В основном, это происходит для Вас спонтанно, что очень важно для устранения страха общения.

Upper—Intermediate и Advanced

Думаю, что на данном уровне Вам уже не нужен преподаватель для изучения английского языка, т.к. Вы сами можете совершенствовать свои знания, самостоятельно подбирая для себя материалы.

Но я могу помочь в тренировке навыков общения, а также предложить полный курс перевода, что будет серьезным дополнении в развитии Ваших знаний.